Аналитические материалы  

 

А.И.Орлов

 

Сценарии социально-экономического развития России на период до 2007 года и в XXI веке .

 

Всем нам известно, что результаты социально-экономического развития России в 1990-е годы весьма печальны. Все макроэкономические показатели сократились в несколько раз. В статье [1] получены такие численные оценки: экономика России с 1990 по 1999 г. была "сокращена" в 4 раз, что соответствует сдвигу назад по времени примерно на 35 лет - в 1960-е годы. При этом "сжатие" в 2 раза произошло при развале СССР, а еще в 2 раза - при развале экономики.

 

Почему это произошло? Такой вопрос возникает не из чистого любопытства. Ответ на него необходим предпринимателю, менеджеру, администратору, любому гражданину, для того, чтобы планировать свои действия на перспективу. Не разобравшись с прошлым, нельзя рассчитывать на успех в будущем.

 

Правители страны утверждали и утверждают, что они проводят реформы, имеющие целью переход к рыночной экономике. Вполне естественно, что реформы приводят к временному ухудшению экономического положения. Но не в течение же десяти лет непрерывного скольжения вниз!

 

Утверждения о целенаправленном движении к рыночной экономике не соответствуют реальным действиям "реформаторов". Программа перехода к современной экономике [2] подробно разработана пятью лауреатами нобелевской премии по экономике из США совместно с российскими академиками Отделения экономики РАН, однако "реформаторы" даже не пожелали с ней познакомиться и тем более выполнять.

 

Необходимо констатировать, что целью "реформаторов" отнюдь не является построение в России рыночной экономики. Чего же они хотят? В чьих интересах действуют? Кому выгодны их действия?

 

Такая постановка вопроса быстро и однозначно приводит к ответу: "реформаторы" работают в интересах основного геополитического противника России - Запада, прежде всего США и НАТО. Действия "реформаторов" выглядят вполне логичными, последовательными и эффективными, если их рассматривать с этой точки зрения.

 

Развитие ситуации в России с позиций вероятного противника

 

Вероятным противником считаем США и Западный блок (НАТО) в целом. Это утверждение оправдано, в частности, всей послевоенной историей, а также и более глубокими и давними причинами. Напомним только, что в 1960-80-е годы мировая политика определялась борьбой двух сверхдержав - СССР и США, причем СССР был в наступлении, вторгаясь в традиционные сферы влияния Запада (Куба, Ангола, Никарагуа). Сразу же после распада СССР пошел обратный процесс, западные войска ведут боевые операции в нашей традиционной сфере влияния - Югославия, Ирак.

 

Программа борьбы вероятного противника с СССР была намечена сразу после окончания второй мировой войны, в частности, в известном докладе Аллена Даллеса, и в основных чертах успешно осуществлена методами спецслужб.

 

Естественные цели вероятного противника можно обобщенно сформулировать так (по состоянию до начала экономических "реформ" - на 1987 г.):

 

 

свести к минимуму экономическую мощь и тем самым военно-стратегический потенциал СССР;

 

 

ликвидировать саму возможность нанесения ответного удара по объектам на территории вероятного противника (т.е. ликвидировать советское ядерное вооружение и средства доставки);

 

 

сократить возможность противодействия с помощью обычных вооружений;

 

 

захватить стратегические ресурсы, имеющиеся на территории СССР;

 

 

перестроить экономику СССР в своих интересах;

 

 

в перспективе - полностью подчинить управление территориями бывшего СССР своим интересам.

 

Достижение этих осуществляется по развернутому во времени плану, сводящему к минимуму сопротивление. При этом используются последние достижения [3] в области "информационного оружия" (недаром с самого начала были захвачены почти все советские и российские средства массовой информации, особенно электронные). Приведем только один пример. Организация задержек в выплате заработной платы и денежного довольствия - весьма эффективное изобретение агентуры вероятного противника, позволяющее:

 

 

сбить инфляцию и тем самым создать иллюзию благополучия;

 

 

дезорганизовать работу предприятий и организаций, снизить объем производства;

 

 

переключить внимание с величины заработной платы на факт ее выдачи или невыдачи;

 

 

дать правящему режиму аргументы для сокращения будущего бюджетного финансирования;

 

 

дать материалы средствам массовой информации, отвлекающие от других проблем развития социально-экономических процессов в России.

 

Важным является чередование периодов "шока", когда население лихорадочно приспосабливается к меняющимся (в худшую сторону) условиям, и периодов относительной стабилизации, когда люди более или менее успокаиваются и создают себе достаточно устойчивые условия жизни. Необходимо, чтобы каждый из этих периодов был достаточно коротким для того, чтобы массы не имели времени для осознания происходящего и самоорганизации. Смена правительства весной 1998 г. было началом нового "шока". Правительство С.В. Кириенко специально было создано в отрыве от основных политических сил, в том числе во многом освобождено от контроля со стороны Администрации Президента РФ. Это было даже оформлено официально, о чем сообщили средства массовой информации. Дескать, готовьтесь - если это правительство и учинит какое-либо безобразие, Президент за него не отвечает. Нет необходимости подробно описывать основное "достижение" этого правительства - финансовый кризис августа 1998 г. и его последствия, в частности, снижение жизненного уровня подавляющего большинства трудящихся более чем вдвое.

 

Затем был некоторый отдых от затей "реформаторов". Правительство Е.М. Примакова приостановило экономический спад. Впрочем, по сообщению. Российского статистического агентства жизненный уровень россиян за 1999 год упал еще на 15%. После выборов Думы и Президента наступил подходящий момент для очередного "шока".

 

Задачи следующего правительства "реформаторов" вполне ясны. Оно проведет различные "непопулярные меры" - "реформы" армии, образования, науки, жилищно-коммунального хозяйства, дальнейшую приватизацию оставшейся государственной собственности, осуществит переход к свободной продаже земли и т.д. Будет резко повышена плата за жилье (как в Латвии), сокращено бюджетное финансирование среднего и высшего образования (большинство студентов будет платить за обучение), сокращено число научных учреждений, численность их сотрудников, а остальным заморожена зарплата, и т.п. В частности, правительство "реформаторов" уволит (сократит рабочие места) сотни тысяч государственных служащих (бюджетников). Среди них будут чиновники, офицеры и прапорщики, врачи и медсестры, учителя, преподаватели вузов и научные работники... Причиной будет объявлена необходимость существенного сокращения бюджета из-за необходимости выплачивать долги, снижения мировых цен на энергоносители и другую экспортную продукцию, неэффективность государственной поддержки предприятий ВПК и т.п. В обстановке всеобщего возмущения подобное правительство будет отправлено в отставку (но сделанное им останется), и перед очередными выборами в стране будет снова этап стабилизации (но уже на гораздо более низком уровне, чем сейчас) и относительного улучшения жизни, за что средства массовой информации будут благодарить Президента РФ.

 

Обсудим выполнение целей вероятного противника, сформулированных выше.

 

Экономический потенциал. В результате успешных операций западных спецслужб экономический потенциал СССР-России сократился примерно вдвое при развале СССР в 1991 г., и еще более чем в 2 раза (по официальным данным Госкомстата РФ) за 1992-1999 гг., всего более в 4 раза. Есть основания полагать, что реальное сокращение еще более выражено (по нашей оценке - в 8 раз) из-за заниженной оценки инфляции государственной статистикой. Военно-стратегический паритет непоправимо нарушен.

 

Для подъема экономики России (и тем более вновь собранному государству в границах СССР) на дореформенный (1987 г.) уровень, т.е. для увеличения ВВП в 2 раза, необходимо не менее 10 лет устойчивого экономического роста ВВП (не менее 7% в год). Даже если это - будем оптимистами - произойдет, мы будем отставать от вероятного противника на 20 лет. В течение этих 20 лет рост ВВП США составит порядка 4% в год (экстраполируя нынешний их рост). И при тех же 7% роста России понадобится еще 25 лет, чтобы достичь того соотношения двух стран по среднедушевому ВВП, которое было в 1987 г.

 

Итак, даже если СССР будет восстановлен в ближайшее время и выйдет на устойчивый рост ВВП не менее 7% в год, соотношение экономических потенциалов СССР и США 1987 г. может быть восстановлено не ранее чем через 35 лет, т.е. не ранее 2035 г.

 

Однако ни один из вероятных сценариев развития России (см. ниже) не предусматривает подобных благоприятных условий в ближайшие годы. По нашей оценке, наиболее ранняя возможность начала устойчивого роста в рамках СССР - 2005 г. Это значит, что восстановления соотношения 1987 г. экономических потенциалов нашим противникам можно не опасаться до второй половины ХХI в.

 

Поскольку падение макроэкономических характеристик России продолжается, можно констатировать, что в обозримом будущем Россия в экономическом плане будет далеко позади США.

 

Военный (ядерный) потенциал. Ядерный потенциал СССР-России, хотя и несколько сокращен по сравнению с 1987 г., остается основной угрозой безраздельному господству США в мире. Имеющихся запасов ядерного оружия достаточно, чтобы несколько тысяч раз ликвидировать США, Запад в целом, да и жизнь на Земле вообще.

 

Цели США будут достигнуты, если российское ядерное оружие будет полностью уничтожено либо сокращено до чисто символических размеров (единицы ракет и боеголовок в боеспособном состоянии).

 

Поскольку ресурс имеющегося оружия будет выработан примерно к 2010 г., для США важно возможно сильнее разрушить военно-промышленный комплекс и не допустить равноценной замены снимаемых с вооружения средств. Реализация российской стороной ратифицированного Думой в апреле 2000 г. договора СНВ-2 весьма полезно для вероятного противника. Одновременно под различными предлогами целесообразно взять под контроль, сначала инспекторский, а затем и вооруженными силами под эгидой ООН, имеющееся ядерное вооружение и соответствующую промышленность. Один из предлогов - обеспечение совместного контроля за сохранностью ядерных материалов. Не дай Бог, если килограмм плутония попадет в руки третьим странам или международным террористам!

 

Следует ожидать очередного этапа спецопераций, конечной целью которых является создание указанной системы контроля, оправданием которому будет служить развал РФ и опасность попадания ядерного оружия в руки неуправляемых региональных лидеров и "полевых командиров". Не исключено, что на начальном этапе спецслужбы США будут поддерживать целостность РФ, а затем, после укрепления указанной системы контроля, переходящей в ускоренное уничтожение ядерных боеприпасов и материалов, они будут провоцировать развитие событий по югославскому варианту.

 

После уничтожения ядерного оружия США могут предоставить обезоруженную и экономически разрушенную Россию своей судьбе - судьбе Сомали, Афганистана... Или индейских резерваций...

 

Итак, стратегические ядерные вооружения Россия сохранила. Вероятный противник действует по трем основным направлениям:

 

 

дипломатическими методами способствует снижению боеспособности ядерных сил;

 

 

"реформируя" с помощью своих агентов и советников армию, деморализует личный состав и в итоге лишает ее опытных специалистов;

 

 

разрушая военно-промышленный комплекс, стремится лишить Россию возможности разработки и производства нового поколения вооружений и средств доставки.

 

При реализации первого из этих направлений используются невыгодные международные договоры (под давлением Международного валютного фонда и других международных организаций), различные инспекции под внешне благовидными экологическими и антитеррористическими предлогами, пропаганда в средствах массовой информации. Идеальным с точки зрения вероятного противника было бы складирование ядерных вооружений в определенных пунктах под охраной сил ООН с дальнейшей утилизацией ядерных материалов и средств доставки (прообразом являются действия международных сил по лишению Ирака возможности разрабатывать и производить современное вооружение).

 

Антиармейская пропаганда в средствах массовой информации, значительное реальное снижение денежного содержания военнослужащих и задержки в его выплате, сокращение социальных гарантий, массовое увольнение в запас опытных офицеров, переход от призыва к контрактной системе могут лишить стратегические войска необходимых кадров, особенно в отдаленных гарнизонах.

 

Основным является третье направление. Разрушая с помощью своих агентов военно-промышленный комплекс под лозунгами конверсии, вероятный противник использует различные приемы. Разрывает технологические цепочки, ликвидируя отдельные производства или целые предприятия, объявляя их банкротами и т.п. Передает предприятия в частную собственность, в том числе иностранную. Путем невыплаты зарплаты, ее низкого уровня лишает предприятия высококвалифицированных кадров. Ликвидирует прикладную науку. При этом наиболее продуктивных ученых беря под контроль с помощью международных грантов или непосредственного переманивания на работу за границу. В большинстве НИИ, в том числе академических и вузовских, к 2000 г. осталось 20-30% сотрудников от уровня 1990 г. Да и те в большинстве занимаются не наукой, а приработками. Поэтому к 2005-2010 гг., когда закончится ресурс имеющегося вооружения, некому и не на чем будет изготовить полноценную замену. Итак, вероятный противник в состоянии лишить Россию возможности разработки и производства в необходимом объеме нового поколения вооружений и средств доставки.

 

Чтобы сократить возможность противодействия с помощью обычных вооружений, создается "санитарный кордон" недружественных стран (в то числе членов НАТО) вдоль границ России (как после гражданской войны). В России сокращается численность вооруженных сил, вместо всеобщей воинской обязанности все шире вводится контрактная система (наемное войско); постоянно ведется антиармейская пропаганда; боеспособные войска сковываются в локальных вооруженных конфликтах.

 

Стратегические ресурсы, имевшиеся на территории СССР, захватываются как непосредственно, путем передачи или продажи за бесценок в собственность фирм с зарубежным участием или полностью иностранных, так и путем снятия таможенных барьеров и массированного вывоза.

 

Ускоренными темпами перестраивается экономика России и СНГ в интересах вероятного противника. В более благоприятном положении находятся предприятия и отрасли, работающие на экспорт, прежде всего сырьевые. В частности, средняя зарплата в газовой отрасли в 3-4 раза выше средней по стране. Россия лишается продовольственной и лекарственной независимости, в то же время отечественные сельскохозяйственные и фармацевтические предприятия сокращают производство. Давний прием - с помощью демпинговых цен разорить противника.

 

Из проведенного анализа ясна перспективная цель вероятного противника - полностью подчинить управление территориями бывшего СССР своим интересам. При этом можно прогнозировать новые витки международной гуманитарной помощи для снижения социальной напряженности. Такая помощь была организована в 1991-1993 гг. и сыграла свою роль в период "шоковой терапии". К 2000 г. она практически прекратилась, хотя объективно положение население России в 2000 г. хуже, чем в 1992 г. (в частности, потребление продовольствия на душу населения меньше).

 

Действия вероятного противника являются вполне обоснованными - с его точки зрения. Достаточно сослаться на книги известного З.Бжезинского.

 

Метод сценариев

 

Проанализировав прошлое и настоящее, естественно попытаться спрогнозировать дальнейшее развитие событий.

 

Социально-экономическое прогнозирование, как и любое прогнозирование вообще, может быть может быть успешным лишь при некоторой стабильности условий. Однако решения органов власти, отдельных лиц, иные события меняют условия, и события развиваются по-иному, чем ранее предполагалось.

 

Вполне очевидно, что после первого тура президентских выборов 1996 г. о дальнейшем развитии событий можно было говорить лишь в терминах сценариев: если победит Б.Н. Ельцин (партия власти), то будет то-то и то-то, если победит Г.А. Зюганов (патриотические силы), то события пойдут так-то и так-то. Аналогично можно было говорить перед президентскими выборами 2000 г.: если победит В.В. Путин (партия власти), то возможно то-то и то-то, а если Г.А. Зюганов (коммунисты), то начнутся события иного типа. Ясно, однако, что вероятности победы остальных кандидатов в президенты были настолько малы, что ими можно было пренебречь.

 

Заметим, что термин "победил" мы рассматриваем как "победу по факту", независимо от масштабов нарушений при проведении выборов и подсчете голосов. К настоящему времени установлено (публикации в газете "Советская Россия"), что во втором туре президентских выборов 1996 г. 48% избирателей проголосовало за Г.А. Зюганова, 46% - за Б.Н. Ельцина, а 6% бюллетеней было испорчено либо содержало мнение "против всех". Итак, законным победителем президентских выборов 1996 г. был Г.А. Зюганов. Тем не менее по известным всем причинам президентом был провозглашен Б.Н. Ельцин, под властью которого Россия и прожила три с половиной года (1996-1999). В 2000 г., судя по анализу результатов голосования по 25 регионам, В.В. Путину было приписано около 10% голосов (газета "Советская Россия" от 4 мая 2000 г., выступление Г.А. Зюганова на первомайском митинге). Следовательно, был необходим второй тур голосования. Отказ Центральной избирательной комиссии принять во внимание выявленные нарушение - вопиющее нарушение основных принципов демократии и прав человека.

 

Обратим внимание на различие ситуаций 1996 и 2000 гг. Если в 1996 г. Б.Н. Ельцин олицетворял "реформаторов", а Г.А. Зюганов - патриотов, то в 2000 г. В.В. Путин "перехватил" многие лозунги патриотов. Например, его единственное видное всем конкретное дело как руководителя правительства - война в Чечне - вполне соответствовало образу патриота. Поэтому для многих избирателей оба основных кандидата имели патриотический имидж. Выбор между ними происходил по другим основаниям. Именно поэтому мы отметили выше Г.А. Зюганова как представителя "коммунистов", а не "патриотов". Какова бы ни была дальнейшая политика В.В.Путина, власть он получил как патриот, как защитник национальных интересов России.

 

Настоящая статья имеет целью прогноз социально-экономического развития России и динамики основного макроэкономического показателя - валового внутреннего продукта (ВВП) на 7 лет (2000-2007). За это время произойдут различные политические события, в частности, по крайней мере еще один цикл парламентских и президентских выборов (при условии сохранения нынешней политической структуры), результаты которых нельзя предсказать однозначно. Поэтому прогноз может быть сделан лишь отдельно для каждого сценария из некоторой гаммы, охватывающей возможные пути социально-экономической динамики России.

 

Метод сценариев - это метод декомпозиции задачи прогнозирования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (т.е. сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития. При этом каждый отдельный сценарий должен допускать возможность достаточно точного прогнозирования, а общее число сценариев должно быть обозримо.

 

Возможность подобной декомпозиции не очевидна. При применении метода сценариев необходимо осуществить два этапа исследования:

 

 

построение исчерпывающего, но обозримого набора сценариев;

 

 

прогнозирование в рамках каждого конкретного сценария с целью получения ответов на интересующие исследователя вопросы.

 

Каждый из этих этапов лишь частично формализуем. Существенная часть рассуждений проводится на качественном уровне, как это принято в общественно-экономических и гуманитарных науках. Одна из причин заключается в том, что стремление к излишней формализации и математизации приводит к искусственному внесению определенности там, где ее нет по существу, либо к использованию громоздкого математического аппарата. Так, рассуждения на словесном уровне считаются доказательными в большинстве ситуаций, в то время как попытка уточнить смысл используемых слов с помощью, например, теории нечетких множеств приводит к весьма громоздким математическим моделям. Можно выразиться и в терминах теории устойчивости [4] - выводы рассуждений на качественном уровне более устойчивы к малым колебаниям исходных данных и предпосылок модели, чем выводы рассуждений на базе количественных экономико-математических моделей.

 

Кроме макроэкономических характеристик необходимо учитывать состояние и динамику отечественного массового сознания, политических, в то числе внешнеполитических реалий, поскольку на рассматриваемом интервале времени (до 10 лет) экономика зачастую следует за политикой, а не наоборот. Так, например, к 1985 г. экономика СССР находилась в достаточно стабильном состоянии с ежегодным ростом в среднем 3-5%. Исходная точка "реформ" - приход к власти М.С. Горбачева. Если бы руководство страны находилось в руках иных людей, то вполне возможно, что развитие продолжалось бы в прежних условиях. И к 2000 г. ВВП (валовой внутренний продукт) СССР и России как части СССР увеличился бы на 50% и составил бы примерно 150% от уровня 1985 г. Реально же из-за политических причин ВВП России упал за это время примерно в 2 раза. Т.е. он составил 50% по сравнению с российским же ВВП 1985 г., или в 3 раза меньше, чем можно было бы ожидать из чисто экономических причин при сохранении стабильных условий 1985 г. Такова роль личности в истории. Из=за одного человека мы живем в 3 раза хуже (наш доход в 3 раза меньше), чем могли бы.

 

Четыре основных сценария социально-экономического развития России на период до 2007 г.

 

Основное предположение: развитие Россия определяется борьбой двух основных сил - "реформаторов" и патриотов. В течение 1990-х годов побеждали "реформаторы", однако патриотам удавалось иногда сдержать их натиск.

 

При выявлении набора основных возможных сценариев социально-экономического развития России на период до 2007 г. необходимо освободиться от конкретных деталей, в частности, свойств личностей, процессов, касающихся отдельных частей страны, и т.д.

 

В результате экспертной оценки выявлено четыре сценария, представляющие собой возможные результаты борьбы двух основных сил:

 

 

либо побеждает одна из них,

 

 

либо другая,

 

 

либо борьба идет с переменным успехом без выявленного преимущества одной из сторон ("ничья"),

 

 

либо борьба приводит к уничтожению России как единого государства и началу смутного времени, третьего в нашей истории.

 

Рассмотрим последовательно эти сценарии:

 

 

сценарий "Продолжение реформ" (по указаниям вероятного противника);

 

 

сценарий "Стагнация" (динамическое равновесие сил реформаторов и патриотов, как следствие - торможение "реформ");

 

 

сценарий "Смена курса в направлении национальных интересов России" (предполагает переход государственной власти в руки патриотов);

 

 

сценарий "Смута" (исход борьбы - распад России на отдельные государственные образования).

 

Кроме качественных оценок, проведем в рамках этих четырех сценариев численный анализ динамики основного макроэкономического показателя - валового внутреннего продукта России.

 

Сценарий "Продолжение реформ"

 

Как показано выше, преобразования ("реформы"), осуществляемые с 1987 г., объективно ведут не к развитию рыночной экономики, т.е. построению капитализма, а к уничтожению России как самостоятельного государства. Очередные шаги этого уничтожения - начинающиеся реформы армии, образования, науки, жилищно-коммунального хозяйства, приватизация оставшейся государственной собственности, переход к свободной продаже земли и т.д. Поскольку реальная (исполнительная) власть в России принадлежит в основном сторонникам "реформ", то сценарий дальнейшего развития курса реформ вполне возможен. При этом для дальнейшего анализа не важно, будет ли он осуществляться внешне демократическими методами (соблюдая действующую Конституцию) или при помощи открытой диктатуры.

 

Разработаны технологии воздействия на избирателей и избирательные комиссии, предполагающие контроль над средствами массовой информации, исполнительной властью и наличие больших финансовых средств, но обеспечивающие нужный заказчику результат голосования. Они были успешно применены в 1996 г. и 2000 г. на президентских выборах, в 1999 г. на выборах в Государственную думу, на многочисленных выборах в регионах.

 

Дальнейшее развитие курса реформ - это осуществление планов внешних врагов России, имеющих целью уничтожение нашей страны как самостоятельного экономически развитого государства, а в перспективе - и русских как единого великого народа, превращение России в "жизненное пространство" и сферу интересов других стран. Сказанное справедливо независимо от того, насколько осознается конечная цель реформ.

 

Сценарий дальнейшего развития курса реформ исходит из гипотезы беспрепятственной реализации планов вероятного противника, поскольку преобразования ("реформы"), осуществляемые с 1987 г., объективно способствуют именно этому.

 

Перейдем к прогнозу динамики ВВП. Примем предположение о том, что средний темп падения ВВП за 1992-1996 гг. (1997 г., с этой точки зрения, является нетипичным, он скорее соответствует сценарию стагнации) был выбран вероятным противником оптимально - с точки зрения его целей. Примем официальные данные: за 5 лет (1992-1996 гг.) падение ВВП составило 38,6%, т.е. в среднем 9,3% в год. При сохранении таких темпов падения ВВП 2007 г. составит 34,2% от ВВП 1996 г., или 19,9% от уровня 1990 г. С учетом занижения темпов инфляции официальными органами в 2 раза - 10% от уровня 1990 г. (Это несколько больше, чем падение производства в СССР в 1923 г. - после окончания гражданской войны - по сравнению с 1913 г.) По жизненному уровню это будет соответствовать послевоенному периоду (1948 г. или 1923 г.), но с частично сохранившимися у населения жильем, одеждой, телевизорами...

 

Проведем альтернативный расчет, принимая 1992-1997 гг. за шестилетний цикл "шок-стабилизация" и используя официальные данные (результаты 1997 г. спорны - от 100,4% по данным правительства до 98,4% по данных председателя Комитета Госдумы по конверсии Г.В.Костина). За 6 лет (1992-1997 гг.) падение ВВП составило 38,4%, т.е. в среднем 7,75% в год. При сохранении таких темпов падения ВВП 2007 г. составит 44,6% от ВВП 1997 г. , или 26,1% от уровня 1990 г. С учетом занижения темпов инфляции официальными органами в 2 раза - 13% от уровня 1990 г.

 

Итак, прогноз по официальным данным дает: ВВП 2007 г. составит 19,9-26,1% от уровня 1990 г., или 34,1-44,6% от уровня 1997 г. , что соответствует примерно 37,5-50.6% от уровня 1999 г.

 

Если принять, что финансирование Вооруженных Сил России будет в 2007 г. составлять тот же процент от ВВП, что и в 1997 г., то оно сократится в 2,24 - 2,93 раза, а по сравнению с 1990 г. - в 3,83 - 5,03 раза. По описанным выше причинам реальное финансирование будет примерно вдвое меньше. Будет разрушена действующая структура Вооруженных Сил России, существенно уменьшена их боеспособность и боеготовность. Очевидно, это и является целью вероятного противника.

 

Включение в расчеты 1998 и 1999 гг. нецелесообразно, поскольку известный "августовский кризис" 1998 г. - это аналог "шоковой терапии" 1992 г. Любопытно, что все слои российского общества приняли падение жизненного уровня в 2 раза в результате августовского кризиса 1998 г. довольно спокойно. Хотя величина этого падения была лишь незначительно меньше падения за предыдущие годы. За 1991-1997 гг. жизненный уровень упал примерно в 2,5 раза. "Шоковая терапия" активно обсуждалась, были многочисленные протесты, из-за рубежа шла гуманитарная помощь. В 1998 г. все было спокойно. Возможно, истинные масштабы катастрофы не осознавались, в частности, потому, инфляция составила к концу 1998 г. "всего" 80% по сравнению с 2600% в 1992 г. Возможно, население привыкло к постоянному падению уровня жизни. Результат выгоден вероятному противнику. Он показывает, что можно "без шума" продолжать значительно снижать жизненный уровень россиян. Уже близок "идеал", когда тарелка благотворительной похлебки в день представляется высшим благом. Напомним, что общий итог за 1991-1999 гг. - падение реальных доходов населения по крайне мере в 5 раз [1].

 

Сценарий "Стагнация"

 

Описанные выше намерения вероятного противника в течение предыдущих 10 лет достаточно активно и успешно претворялись в жизнь. Однако и ранее, и особенно в настоящее время имеется значительное сопротивление курсу "реформ", направленному на уничтожение России. Активное сопротивление оказывают оппозиционные депутаты в Государственной Думе, различные политические партии и движения, отдельные группы трудящихся. Пассивное сопротивление проявляется в деятельности ряда структур исполнительной власти, причем не только тех, кто, как губернаторы и администрация "красного пояса", открыто заявляют о своей позиции. Так, в собственность г. Москвы перешли контрольные пакеты акций автомобильных заводов АЗЛК и ЗИЛ, т.е. фактически осуществлена национализация (в виде муниципализации) ранее приватизированной государственной собственности. Эта акция привела к росту выпуска автомобилей на этих заводах в несколько раз. Она, очевидно, направлена против курса на уничтожение России, хотя руководство Москвы формально не находится в открытой оппозиции к "реформам" нынешнего режима (о политических комбинациях не говорим). Обобщая, можно сказать, что любая конструктивная деятельность, направленная на созидание, творчество, выпуск продукции, а не на разрушение, растление и расхищение, объективно противостоит "курсу реформ". Независимо от того, осознается эта деятельность как сопротивление курсу "реформ" или нет.

 

Как показывают социологические исследования, большинство народа находится в состоянии пассивного сопротивления курсу на уничтожение России. Это выражается, например, в том, что производство товаров и услуг продолжается в условиях кризиса неплатежей и многократного снижения реальной заработной платы, т.е. и трудящиеся, и предприятия работают без оплаты или за малую часть прежней зарплаты. Подобное нельзя представить себе в рамках западной экономической теории, согласно которой хозяйственная жизнь в России должна была бы прекратиться еще несколько лет назад. Другой стороной российского менталитета является слабость массовых выступлений трудящихся, несмотря на уменьшение заработной платы и вообще доходов в несколько раз. Честное выполнение своих обязанностей - в сложившихся условиях уже сопротивление "реформаторам" - врагам России.

 

В результате в отдельные интервалы времени складывается некоторое равновесие сил режима и оппозиции, что приводит к явному торможению "курса реформ" и относительной стабилизации ситуации. Так, это равновесие поддерживалось во время работы правительства Е.М.Примакова.

 

Эта стабилизация может продолжаться, с отдельными перерывами, и в течение дальнейших 7 лет. Как ни странно, она в достаточной степени устраивает и вероятного противника, который уже в значительной степени добился выполнения своих целей. В экономическом (и военно-стратегическом) плане Россия отброшена далеко назад и не сможет вернуть многие свои позиции по крайней мере до середины ХХ1 века. Уже произведенное разрушение ВПК (промышленности и прикладной науки) существенно затруднит разработку и производство техники специального назначения (прежде всего ядерных боеприпасов и средств доставки), необходимой для замены отработавшей (к 2007-2010 гг.) свой ресурс техники предыдущего поколения. Антиармейская пропаганда и финансовые невзгоды ослабили кадровый состав, подвергаемый существенному сокращению. Страна наводнена агентами вероятного противника, разнообразными инспекторами и советниками (в одной Москве - 100 тыс. граждан "дальнего зарубежья").

 

Инерция разрушения велика. Предстоят новые финансовые проблемы, связанные с необходимостью выплаты зарубежных долгов, с падением мировых цен на сырье. В результате падения капиталовложений (по официальным данным - в 4 раза) следует ожидать в ближайшие годы массового выхода из строя различных технологических систем. Эти системы дорабатывают или уже выработали свой ресурс, а замены нет. Обычно плановые замены происходили за счет амортизационных отчислений, однако в 1990-е годы предприятия были вынуждены использовать амортизационные отчисления не по назначению, для пополнения оборотных средств, съедаемых инфляцией и неплатежами. Приходится продолжать эксплуатировать уже отработавшие свой ресурс технологические системы в различных отраслях народного хозяйства. Вплоть до аварий. Будут падать дома и самолеты, рушиться мосты, рваться трубопроводы. Чем дальше, тем больше.

 

В таких условиях вероятному противнику нет необходимости форсированно добивать Россию. Более того, выгодно обеспечить стабилизацию и даже незначительный экономический рост, чтобы избежать прихода к власти народно-патриотических сил и тем более неуправляемой смуты.

 

Для реализации рассматриваемого сценария, возможно, достаточно обеспечить избрание В.В. Путина Президентом РФ на выборах 2000 г. Он осудит крайности "реформаторов", отдав наиболее криминальных из них под суд. Но сохранит основные результаты их деятельности и займется конкретными "мелкими" делами, направленными на выживание конкретных отраслей и категорий населения (будет "латать дыры" по принципу Тришкина кафтана). В этом с ним, возможно, будут сотрудничать оппозиционные силы. Пока не ясно, пойдет ли В.В. Путин таким путем. Возможно, он предпочтет продолжать "реформы". Или, что наиболее вероятно, будет лавировать между линиями "реформаторов" и патриотов. Точнее, между развитием "реформ" и стагнацией.

 

Итак, согласно рассматриваемому сценарию наступит стагнация, застой внутри страны, и вероятный противник его не будет нарушать извне. Своеобразный "тайм-аут", работающий против России, поскольку ее хозяйство будет продолжать разрушаться. Хотя уже не столько по экономическим причинам, сколько по технологическим (см. выше). При этом падение производства в "реформаторских" областях будет сочетаться с его ростом в областях "красного пояса". Общий итог - практически нулевой рост (падение) ВВП.

 

Макроэкономические показатели застынут, точнее, будут колебаться в пределах ошибок измерения. Экономическое положение населения стабилизируется. Наступит "порядок". И население вздохнет спокойно.

 

В сценарии стагнации величина ВВП и финансирование Вооруженных Сил России в 2007 г. с точностью до 5-10% будет таким же, как и в 1999 г.

 

Сценарий "Смена курса в направлении национальных интересов России"

 

Как подробно разъяснено выше, продолжение курса "реформ" ведет к гибели России. Переход к защите независимости и национальных интересов России, к восстановлению экономики и национальных культурных и нравственных ценностей давно назрел. Неоднократно формулировался комплекс экономических и политических мер, раскрывающий смысл этого столь необходимого России перехода. Его можно сравнить с мерами по восстановлению народного хозяйства после гражданской и Великой Отечественной войн.

 

Наиболее предпочтительно, чтобы переход был осуществлен демократическим путем, например, в результате победы на президентских выборах кандидата патриотов. Если бы победителем выборов 1996 г. был признан их реальный победитель Г.А. Зюганов, смена курса в направлении национальных интересов России произошла бы уже тогда. Возможны и другие варианты перехода власти к патриотам, например, путем взятия власти Армией как наиболее организованной силой, имеющей целью защиту Отечества (обратим внимание на роль армии в государственном строительстве Китайской народной республики: кадровые работники - ганьбу - это как правило откомандированные из армии или вышедшие в запас военнослужащие). Детали перехода центральной власти к патриотически настроенному правительству нет необходимости рассматривать. Отметим только, что такой переход может быть санкционирован или даже инициирован и нынешним руководством страны. Важно, что рассматриваемый сценарий не предусматривает крупных вооруженных столкновений или длительных массовых ненасильственных действий, расшатывающих целостность страны.

 

Этот сценарий во всех своих вариантах приводит к мобилизации народа на восстановление разрушенной экономики. А потому предполагает, что государственная власть берет под свой контроль или управление наиболее важные отрасли и предприятия промышленности, средства массовой информации (особенно электронные), банки, связь, транспорт, внешнюю торговлю и т.п. Т.е. осуществляет мероприятия, обычные для стран, находящихся в состоянии войны или послевоенного восстановления. Очевидно, что при этом ущемляются "права" крупных собственников, и с их стороны можно ожидать саботажа, который должен быть решительно подавлен. Однако ни о какой гражданской войне говорить не придется, поскольку количество "обиженных" крупных собственников сравнительно невелико, они предпочтут бежать за границу к счетам в швейцарских банках, а не уходить в леса с автоматами. Их служащим также нет смысла вступать в заведомо безнадежный конфликт с властями.

 

Для сценария не является существенной конкретная идеология, провозглашаемая патриотическими силами, и их происхождение. Так, это может быть Народно-патриотический союз России, или блок коммунистических партий, или Движение в поддержку армии (ДПА), или непосредственно Вооруженные силы России, не принимающие каких-либо политических программ, или объединение региональных руководителей (например, вокруг мэра Москвы Ю.М.Лужкова), или даже часть нынешнего руководства, осознавшая личную бесперспективность продолжения курса реформ. Президент России В.В. Путин имеет все возможности сплотить вокруг себя патриотические силы и войти в Историю как Восстановитель России. Пойдет ли он на это? Пока надеемся (вместе с Г.А. Зюгановым, на чье соответствующее обращение ответа пока не поступило).

 

Однако существенно, что смена курса будет происходить в условиях резкого противодействия со стороны внешних врагов России, вплоть до установления "железного занавеса" со стороны враждебного Запада. Для патриотического правительства возникнут проблемы во взаимоотношениях с международными организациями и западными странами. Очевидно, вероятный противник не будет поддерживать борьбу с его интересами. Международным валютным фондом будут прекращены транши займов. П0од каким-либо предлогом будут введены санкции, прекращены поставки продовольствия и лекарств, сокращен до минимума импорт и экспорт, заморожены счета в зарубежных банках, запрещен въезд российских граждан в западные страны и т.д. Фактически. Россия будет вынуждена жить в условиях блокады, "железного занавеса" со стороны враждебного нам Запада. Однако следует рассчитывать на усиление связей с естественными союзниками - республиками СНГ (вплоть до формального восстановления СССР). А также с исламским миром (Ираком, Ираном, Сирией, Ливией) и другими естественными союзниками (Китаем, Индией, Вьетнамом, Кубой, КНДР и др.).

 

Ожидать развязывания войны со стороны вероятного противника не приходится, поскольку он понимает, что получит адекватный ответ, в соответствии с новой российской военной доктриной - возможно, что и ядерный. Тем более нельзя ожидать непосредственного вторжения. Вероятный противник явно учитывает опыт партизанской войны во Вьетнаме и Афганистане.

 

Однако блокада в условиях потери необходимого для самообеспечения России объема производства в ряде отраслей, в частности, недостатка продовольствия и лекарств, приведет к применению рационирования (карточек, талонов) в течение нескольких лет (в основном до 2-3 лет).

 

Дадим оценку роста ВВП в случае прихода к власти патриотов в результате победы на президентских выборах 2000 г. (т.е. рассмотрим случай выбора В.В. Путиным патриотического пути). Отметим, что 2000 г. в соответствии с циклами Чижевского - год наибольшей солнечной активности и активности народных движений. Правда, эта теория, видимо, не подтверждается практикой текущего года.

 

За первый цикл "шок-стабилизация", т.е. за 7 лет (1992-1997 гг.) падение ВВП составило 41,7%, т.е. в среднем около 7 % в год. Примем, что оно будет таким же и в 1998 и 1999 гг. (официальные статистические данные ненадежны, что неоднократно демонстрировалось, например, в выступлениях депутатов Государственный Думы). Тогда к концу 1999 г. выйдем на 54,2% от уровня 1991 г.

 

В 2000 г. следует ожидать значительного падения ВВП: в первой половине - из-за сосредоточенности президентской командой и правительством всех резервов на предвыборной пропаганде, во второй - из-за внешней блокады и внутреннего саботажа после победы патриотов. Примем, что падение ВВП будет таким же, как в 1992 г. - году "шоковой терапии" (либерализации цен), т.е. 14,5 %. Тогда ХХI век встречаем на уровне 46,4% от 1991 г.

 

К началу 2001 г. развернется восстановление народного хозяйства. При оценке темпов этого восстановления необходимо учесть, что, с одной стороны, промышленные технологии являются сейчас существенно более сложными, чем после Великой Отечественной войны, что затрудняет быстрое наращивание мощностей; но, с другой стороны, многие предприятия достаточно просто "запустить", поскольку в основном сохранились и кадры, и основные фонды (здания, станки,...). Примем, что средний рост ВВП будет такой же, как рост валового общественного продукта в 1951-1965 гг. Тогда за 15 лет валовой общественный продукт вырос на 253,66% (в 3,53 раза), т.е. в среднем рост составлял 8,79% в год. Следовательно, можно ожидать, что за 7 лет (2001-2007) ВВП вырастет в 1,8 раза (на 80,3 %) при том же среднем росте 8,79% в год.

 

Итак, к концу 2007 г. ВВП достигнет 154,2% от уровня 1999 г., или 71,5% от уровня 1991 г. При сохранении указанных темпов роста ВВП выйдет на уровень 1990 г. в конце 2011 г. В то же время только начиная с последних месяцев 2002 года ВВП превзойдет уровень 1999г.

 

В качестве базы для альтернативного расчета возьмем 1946-1950 гг., когда за 5 лет валовой общественный продукт вырос в 1,94 раза, т.е. на 93,98 %, т.е. в среднем на 14,17% в год. Тогда можно ожидать, что за 7 лет (2001-2007) ВВП вырастет в 2,53 раза (на 152,8 %) при том же среднем росте 14,17% в год и 117,4% от уровня 1991 г. При указанных темпах роста ВВП выйдет на уровень 1991 г. в конце 2006 г.

 

Поскольку невозможно точно предсказать момент перехода власти в руки патриотически настроенного руководства, то приведенные выше численные значения носят весьма условный характер. Так, если патриоты победят не в 2000 г., а в 2004 г., а до этого времени будут продолжаться "реформы", то аналогичные расчеты дают к концу 2003 г. ВВП в размере 40,5% от уровня 1991 г. (в предположении, что в течение 4 лет (2000-2003) падение ВВП составит 7% в год). Как и ранее, примем, что в год поворота (2004) падение ВВП будет таким же, как в 1992 г. - году "шоковой терапии" (либерализации цен), т.е. 14,5 %. Тогда к концу 2004 г. ВВП России составит 34,7 % от уровня 1991 г. (т.е. одну треть). Даже при росте в 14,17% в год за 2005-2007 гг. ВВП удастся поднять лишь на 48,8%, т.е. до 51,6 % от уровня 1991 г.

 

Впрочем, все подобные расчеты носят лишь сугубо ориентировочный характер. Они показывают, однако, что в ближайшие 5 лет нет оснований ожидать существенного улучшения экономического положения России, наоборот, нас ждет, скорее всего, дальнейшее снижение макроэкономических характеристик и уровня жизни большинства населения. В лучшем случае - стагнация, неустойчивая стабилизация.

 

Однако переход власти в руки патриотически настроенного руководства, отстаивающего интересы России, несмотря на натиск вероятного противника - единственная надежда нашей страны.

 

Сценарий "Смута"

 

Это - самый печальный сценарий. Под смутой понимаем существенное ослабление центральной власти, при котором Россия фактически распадается на несколько или много самостоятельных государственных образований. Смута пока не выгодна вероятному противнику, поскольку при этом теряется централизованный контроль над оружием массового поражения. В результате возможно его применение по территории вероятного противника по инициативе отдельных командиров среднего и низшего звена, т.е. "полевых командиров". Очевидно, смута не выгодна и патриотически настроенным силам, цель которых - единая сильная Россия.

 

Однако в настоящее время объективное развитие событий имеет тенденцию к распаду России, к смуте. Правительство решает текущие задачи бюджета - и перекладывает все больше государственных забот (например, финансирование образования и культурных учреждений) на плечи региональных властей. В борьбе с оппозиционными фракциями Государственной Думы "демократы" предлагали отменить голосование по партийным спискам - в результате могут быть разрушены ряд общенациональных партий и движений, объективно объединяющих Россию в единое целое. Если государственная власть сосредоточится в Совете Федерации (например, в случае внезапной смерти нынешнего президента РФ и при слабом правительстве), то Россия фактически превратится в конфедерацию. Вполне реальны шаги региональных лидеров (такие, как отказ платить налоги Центру для регионов - "доноров"), ведущие к фактической ликвидации центральной власти и превращению России в подобие СНГ. Реальность возможности подобного развития событий подтверждает то, что многие из 15 республик, ранее составлявших Советский Союз, по территории, населению, экономическому потенциалу вполне сравнимы с субъектами Российской Федерации (например, прибалтийские и закавказские республики). Можно предположить, что субъекты РФ войдут в коалиции, И появятся, например, Дальневосточная республика, Сибирская республика, Уральский Союз, Поволжское объединение, Казачий край (Дон+Краснодарский край (Кубань)+Ставрополье), Северная Коммуна (Санкт-Петербург+Архангельск+Мурманск+Вологда), Московия и др.

 

Есть ряд вариантов вползания в смуту. Как уже говорилось, распад России на "удельные княжества" может быть спровоцирован центральной властью "реформаторов", а в конечном счете - внешними врагами нашей страны. Возможен и иной вариант - отдельные регионы или даже отдельные города, поселки, районы явочным порядком отделятся от страны. Например, потеряв надежду на помощь центра, население шахтерского региона создает собственные органы власти и переходит к самостоятельной жизни. Прообразами может служить нынешняя Приднестровская республика, не имеющая в своем прошлом опыта существования в качестве административной единицы СССР, или Дальневосточная республика начала 20-х годов. Несколько другая ситуация в Абхазии. Эта республика в 1920-е годы действовала в составе РСФСР наравне с Грузией. Поэтому ее отделение от Грузии и тяготение к России имеет историческое основание. Можно вспомнить также исторический опыт гражданской войны, когда на территории Российской империи действовали десятки недолговечных государственных образований, а реальная власть зачастую была в руках полевых командиров.

 

Итак, борьба между "реформаторами" и патриотами может привести к развалу страны. Возможно развитие событий, несколько напоминающее смуту 1605-1613 гг. и период гражданской войны 1918-1922 гг. Отдельные территории "отпадут" от центра. Реальная власть в них перейдет к местным лидерам, опирающимся на вооруженные отряды, сформированные как из дислоцированных на соответствующих территориях подразделений силовых ведомств, так и из добровольцев из местного населения ("рабочая гвардия" и др.), или непосредственно к "полевым командирам". Эти лидеры могут придерживаться различных взглядов. Однако, поскольку для устойчивого положения им необходимо обеспечить социально-экономическое развитие своих регионов, лидеры с национально-патриотической ориентацией имеют стратегическое преимущество. Верим, появятся новые Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Москва будет захвачена национально-патриотическими отрядами. Как и после гражданской войны, республики объединятся в Советский Союз.

 

Этот сценарий смыкается с сценарием дальнейшего развития курса реформ - если объединения не произойдет, Россия на достаточно долгий срок останется разбитой на десятки независимых микрогосударств (а оружие массового поражения - ядерное, химическое, бактериологическое - окажется под контролем международных сил ООН), то заданная извне цель реформ - уничтожение России как самостоятельного государства, а русских - как единого народа, короче, уничтожение вероятного противника США, НАТО и Запада в целом - будет достигнута.

 

При любом варианте смуты говорить о ВВП России, например, как основе для финансирования Вооруженных сил России, не приходится - за реальным отсутствием России и ее Вооруженных сил. Продолжительность смуты непредсказуема. Предыдущие две смуты продолжались 9 и 5 лет соответственно. Современным аналогом является положение в Афганистане и Боснии. Из смуты Россия выйдет отброшенной по технологическому и экономическому состоянию к началу ХХ в., причем, возможно, под полным контролем вероятного противника (сил НАТО или ООН).

 

Надо сделать все, чтобы избежать подобного развития событий. Вооруженные силы России совместно с другими силовыми ведомствами (МВД, ФСБ, МЧС) могут стать гарантом целостности России и силовым путем пресечь попытки ее распада.

 

Экспертные оценки вероятностей осуществления сценариев

 

С целью оценки вероятности осуществления четырех сформулированных выше сценариев динамики социально-экономического положения России и соответственно величины валового внутреннего продукта (ВВП) был проведен экспертный опрос.

 

В опросе участвовало 17 экспертов. Среди них - участники научного семинара Российской академии наук "Альтернативы", организованного Институтом сравнительной политологии и Физическим институтом РАН, а также слушатели школы помощников депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и сотрудники Лаборатории эконометрических исследований Московского государственного института электроники и математики (технического университета). Представлены все возрастные группы, профессиональные статусы (от студентов до члена-корреспондента РАН), политические взгляды.

 

Экспертам было дано задание оценить полноту перечня сценариев и дать оценку (субъективных) вероятностей осуществления четырех сценариев на период 2000-2007 гг. Новые сценарии экспертами не были предложены, в процессе обсуждения рассматривались нюансы осуществления четырех описанных выше сценариев. Например, было установлено, что каждый из сценариев может осуществляться как в условиях выборной демократии, так и в условиях диктатуры. Были рассмотрены в форме свободной дискуссии различные варианты развития событий на Северном Кавказе и признано, что события в этом регионе не могут оказать существенного влияния на прогнозирование основных тенденций развития согласно четырем описанным выше сценариям.

 

Как действовали эксперты? Возможные траектории динамики социально-экономического положения России и величины валового внутреннего продукта (ВВП) относились к тому или иному сценарию по состоянию на 2007 г. (так, если смена курса в направлении национальных интересов России, по мнению эксперта, произойдет в 2003-2005 г., то эта траектория относилась им к сценарию смены курса). Исключение составлял четвертый сценарий: даже если к 2007 г., по мнению эксперта, произойдет повторное объединение России, траектория относилась к сценарию смуты, поскольку в результате смуты уничтожаются действующие в настоящее время государственные структуры, в том числе единая армия.

 

Все эксперты представили четыре числа, в сумме составляющие 100 - выраженные в процентах шансы (вероятности) осуществления каждого из четырех сценариев. В результате получены следующие оценки вероятностей осуществления четырех сценариев:

 

 

сценарий "Продолжение реформ" - 28,73 % ,

 

 

сценарий "Стагнация" - 25,06 % ,

 

 

сценарий "Смена курса в направлении национальных интересов России" - 33,56 %,

 

 

сценарий "Смута" - 12,65 %.

 

Итак, эксперты считают сценарий "Смута" в 2,5 - 3 раза менее вероятным, чем остальные сценарии. Сценарий "Смена курса в направлении национальных интересов России" несколько более вероятен (1/3 шансов), чем сценарий "Продолжение реформ", а тот в свою очередь несколько более вероятен, чем сценарий "Стагнация" (1/4 шансов). Однако эти различия статистически незначимы, поэтому можно сказать, что с точки зрения экспертов первые три сценария имеют примерно одинаковые шансы осуществиться.

 

Эксперты сошлись в том, что все остальные нюансы развития событий не представляются существенными для целей прогноза социально-экономического развития России и ВВП. В частности, по мнению экспертов события на Северном Кавказе при любом их течении останутся локальными и не повлияют на основную линию развития, которая пойдет по одному из четырех описанных выше сценариев, каждый из которых может осуществляться в условиях как демократии, так и диктатуры.

 

По какому из путей пойдет Россия в ближайшие годы - во многом зависит от нас.

 

Сценарии социально-экономического развития России в ХХI в.

 

Чтобы прогнозировать, нужно опираться на историю, как ближайшую, так и отдаленную.

 

Напомним, что историю 1990-х годов часто трактуют неверно. Говорят о построении капитализма, о развитии рыночных отношений. На самом деле происходило совсем иное - хорошо продуманное поэтапное уничтожение России как основного соперника Запада. Рыночные отношения надо было строить совсем по-иному, как именно - нобелевские лауреаты по экономике подробно написали руководству страны (см. об этом, например, статью [2]).

 

По нашему мнению, нынешние проблемы уходят корнями на нескольк сот лет назад, в XIV-XVI вв., во времена расцвета Российской Империи, в которую тогда входили почти все обитаемые страны, за исключением Черной Африки, юга Индии и Австралии. Согласно теории акад. РАН А.Т.Фоменко (МГУ) Англия, Италия, Мексика, Китай, Япония и многие другие страны были ее провинциями. Российская империя около четырехсот лет назад погибла в смуте, организованной западными бунтовщиками (реформаторами). Известная в история Реформация - это и есть отражение мятежа против центральной власти Российской империи. Государство западных ставленников Романовых - ее осколок. Теория акад. РАН А.Т.Фоменко изложена в ряде монографий (см., например, [5-12]).

 

Сейчас Запад добивает Россию. Как уже говорилось, в экономическом плане задача Запада практически выполнена - даже по официальным данным экономические возможности России сейчас уже по крайней мере в 4 раза меньше, чем были у СССР десять лет назад. Однако в военном плане Россия по-прежнему представляет серьезную угрозу для Запада, поскольку способна уничтожить его своим ядерным оружием.

 

Поэтому совершенно ясно, что основная задача Запада в следующем веке - разоружить Россию. А судьба России зависит от того, удастся ли Западу это сделать.

 

Если удастся - останется лишь завершить многовековую задачу уничтожения России. Для этого надо исключить саму возможность возрождения. В частности, лишить населения и языка, образования и промышленности, науки и ВПК, чтобы Россия никогда больше не смогла возродить свой ядерный потенциал. Для этого можно, например, спровоцировав хаос и голод, вывезти основную массу населения, распределив ее по различным странам. Часть может остаться в резервациях, как американские индейцы. На Юге можно сохранить земледельческий пояс, а на Севере - добывающие предприятия под руководством иностранцев. В результате вместо России будет сконструирована новая страна, возможно, аналог Канады. Фактически именно таковы рекомендации т.н. Римского клуба.

 

Как разоружить Россию? Есть путь дипломатический - типа договора СНВ-2. Есть путь экономический - развалить хозяйство так, чтобы не было возможности заменить технику, снимаемую с боевого дежурства. Полезно также поддерживать сепаратистские настроения. Например, если реальная власть перейдет к Совету Федерации, то фактически страна превратится в конфедерацию, и будет вполне логично ввести войска ООН (или НАТО) для охраны ядерного оружия (чтобы "субъекты федерации" не использовали его для решения споров).

 

К сожалению, последние 15 лет руководство России ведет ее в рассматриваемом направлении - к самоуничтожению. До конца пути - лет 50. Торопиться нецелесообразно. Ближайшие 10 лет - "технологическая пауза" на выработку ресурса имеющегося оружия.

 

Возможно ли успешное сопротивление? Для этого необходим переход власти в руки патриотов. И сохранение ядерного потенциала как залога самостоятельности Российской Империи.

 

Из конкретных мер борьбы обратим внимание на опыт ненасильственного сопротивления (сатьяграхи), которое успешно использовал Индийский национальный конгресс (Махатма Ганди, Дж.Неру и др.)в национально-освободительной борьбе против англичан. Теоретические основы этого метода, как писал сам Махатма Ганди, разработаны Л.Н.Толстым.

 

Необходимо знать свою историю и понимать, что Запад пытается отомстить России за былое подчинение. Нам вполне естественно стремиться к восстановлению Российской Империи в ее естественных границах XIV-XVI вв. Первый этап - распространение научной информации о реальной истории, разоблачение тенденциозных сказок, заполняющих школьные учебники.

 

К сожалению, ситуация следующего века укладывается для России в простую формулу: Родина - или Смерть.

 

Чем быстрее мы это поймем - тем больше шансов на победу. Чем медленнее... Тем больше шансов, что Россию ждет судьба индейских племен Северной Америки. Их наши враги - США - победили - и, видимо, окончательно. Победят ли нас, русский многонациональный народ?

 

Итак, на следующий век просматриваются два сценария социально-экономического развития России:

 

 

Сценарий "Уничтожение России", в успехе которого заинтересован Запад и который последние пятнадцать лет осуществляется его агентами - верховной властью в России.

 

 

Сценарий "Возрождение России", возможный при переходе власти к патриотам, готовым к противостоянию с Западом.

 

При краткосрочном прогнозировании нами были выделены четыре сценария, а при долгосрочном они переходят в два. Стагнация, т.е. равновесие борющихся сил, на десятилетия невозможна, этот сценарий выпадает как промежуточный. Сценарий "Продолжение реформ" и сценарий "Смута" переходят в сценарий "Уничтожение России". Оно может быть осуществлено как "централизованно", под "руководством" федеральной власти, так и "децентрализовано", в процессе смуты. Надо отметить, что сценарий "Возрождение России" также может быть осуществлен двумя путями. Возможно, для этого понадобится пройти через смуту, через распад и объединение после распада, как в гражданскую войну. НО может быть реализован и сценарий "Смена курса в направлении национальных интересов России" при сохранении единого государства.

 

Какой из сценариев осуществится и когда - зависит и от нас.

 

А.И.Орлов, профессор, доктор технических наук, академик Российской академии статистических методов

 

Литература

 

Орлов А.И., Жихарев В.Н., Цупин В.А., Балашов В.В. Как оценивать уровень жизни? (На примере московского региона) // Обозреватель-Observer, 1999, номер 5, с.80-83.

Орлов А.А., Орлов А.И. Нобелевские лауреаты - за государственное регулирование экономики // Обозреватель-Observer, 1998, номер 1, с.44-46.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2000. - 688 с.

Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических исследованиях. - М.: Наука, 1979, - 296 с.

Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Введение в новую хронологию (Какой сейчас век?) - М.: КРАФТ+ЛЕАН, 1999. - 768 с.

Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Империя. Русь, Турция, Китай, Европа, Египет. Новая математическая хронология древности. - М.: Изд-во "Факториал", 1996. - 752 с.

Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима (Т.1. Русь. Т.2. Англия и Рим.). - М.: Учебно-научный центр довузовского образования МГУ, 1995. - 382 + 290 с.

Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю Европы и Азии? Кн.1,2.- М.: Олимп, 1997. - 608 + 624 с.

Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси. - М.: Изд-во "Факториал", 1997. - 256 с.

Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси, Англии и Рима. - М.: Издательство "Анвик", 1999. - 544 с.

Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь-Орда на страницах библейских книг. - М.: Издательство "Анвик", 1998. - 432 с.

Фоменко А.Т. Методы математического анализа исторических текстов: приложения к хронологии. - М.: Наука, 1996.

(В сокращенном виде опубликовано: Обозреватель-Observer, 1999, џ10, стр.47-50)

 

* * *

Послесловие 2001 г.

 

 

Прогноз социально-экономического развития России на период до 2007 г. (далее - "Прогноз") был выполнен с 04.12.97 по 08.06.98 по заданию одного из НИИ Министерства обороны РФ.

Что произошло за прошедшие более чем 2,5 года? Надо отметить два весьма значимых события - "дефолт" августа 1998 г. и выборы Госдумы и президента РФ на рубеже 1999-2000 гг.

 

"Дефолт" привел в росту курса доллара США в 4 раза и инфляции в 2 раза. К падению жизненного уровня в 2 раза население отнеслось удивительно спокойно. Никаких митингов, как в 1992 г. И даже ликвидация в связи с сокращением импорта значительной доли "среднего класса" (работников коммерческих структур с зарплатой порядка 1000 долларов в месяц) была незаметна со стороны. Это, конечно, показывает отличную управляемость средств массовой информации со стороны властей.

 

Поразительно нежелание русского народа бороться на лучшую жизнь или хотя бы за сохранение прежнего уровня. Похоже, в последние годы в Приморье проводятся широкомасштабные эксперименты по нахождению порога выживания. Можно ожидать, что отключения электроэнергии, газа, тепла будут распространены на всю Россию, за исключением столичных городов, жители которых должны быть довольны правительством.

 

С другой стороны, сокращение импорта вследствие "дефолта" было выгодно отечественным товаропроизводителям, и выпуск продукции вырос. Особенно это было заметно в тех регионах, в которых местная власть помогала предприятиям, например, на Кубани. Характерен эпизод 1999 г. попытки прорыва русской стали на рынок США. С целью защиты своих предприятий правительство США ввело квоты и пошлину на ввоз 200% для русской стали. Значит, она была по крайней мере втрое дешевле американской!

 

Итак, состоялся еще один из предсказанных в "Прогнозе" циклов обнищания населения - резкое падение и затем некоторое замедление спуска или даже небольшой подъем. Предсказаны были и элементы блокады со стороны Запада - замораживание счетов в банках, сокращение и прекращение различных программ помощи и др.

 

Очень интересны результаты выборов Госдумы и президента РФ на рубеже 1999-2000 гг. Можно сказать, что победила национально-патриотическая фразеология. И не только фразеология. В пропагандистских целях была развязана вторая чеченская война, в целом поддержанная народом (хотя и приведшая к незначительным санкциям со стороны Запада). Интересы России - основной пропагандистский лозунг команды Путина. Он и привел ее к власти.

 

Произошел "перехват" лозунгов. Реально Путин пришел к власти под лозунгами Народно-патриотического Союза России и КПРФ. Сами же эти организации оказались обезоруженными, поскольку их экономические взгляды не были доведены до масс. Более того, четких позиций у них нет - одни лидеры говорят про реставрацию капитализма, другие разъясняют, что дело идет не к капитализму, а к уничтожению России. Хотя на выборах 1995 г. КПРФ получила 22% голосов, а на выборах 1999 г. - 24%, реально число мандатов в Думе у КПРФ сократилось. В отличие от Ельцина, нынешний президент регулярно делает дипломатические ходы в сторону левой оппозиции. Последним из них является восстановление музыки гимна СССР в качестве гимна России. В результате Путин приобрел реально всю полноту власти.

 

Продолжается либеральная экономическая политика. На будущее она выражена в "программе Грефа". А сейчас проявляется, например, в том, что за год вдвое выросли платежи за жилищно-коммунальные услуги (при 20,3% общей инфляции). В результате инфляция к концу 2000 г. достигла по сравнения с 1990 г. величины 38,5, т.е. за 38 руб.50 коп. в конце 2000 г. можно купить столько же, сколько за 1 руб. в 1990 г. Средняя зарплата 2000 г., т.е. 1700 руб., тем самым соответствует 44 руб.16 коп. 1990 г. В тот год средняя зарплата составляла 297 руб. Следовательно, средняя зарплата уменьшилась в 6,73 раза. Она достигла уровня студенческой стипендии прежних лет.

 

Сочетания националистической фразеологии, в том числе признания ошибок режима Ельцина и тяжелого социально-экономического положения страны, с либеральной экономической политикой мы не предвидели.

 

Макроэкономические показатели типа ВВП (валового внутреннего продукта) продемонстрировали свою условность. Рост ВВП отнюдь не всегда соответствует росту экономики, т.е. увеличению выпуска (конечных) товаров и услуг. Резкое повышение цены нефти в 2000 г. привело к соответствующему повышению ВВП, а понижение ее в 2001 г. приведет к понижению ВВП, хотя общий объем добычи может остаться неизменным. Жилищно-коммунальные услуги остались в 2000 г. прежними, но их вклад в ВВП вдвое вырос из-за повышения цен вдвое. Аналогична ситуация с другими монополистами - железной дорогой, метрополитеном. Себестоимость (реализации, т.е. со всеми налогами и "экономической" прибылью) поездки в московском метро в конце 2000 г. - 2 руб. 60 коп., остальное - сверхприбыль.

 

В целом проходится констатировать, что развитие идет по сценарию "Продолжение курса реформ". В 2001 г. можно ожидать усиления инфляции и роста стоимости услуг, в том числе транспортных, связи, образовательных, медицинских. Возможно, в итоге формально вырастет и ВВП. Но в реальной экономике следует ожидать продолжения снижения жизненного уровня основной массы населения.

 

 

Проф., д.т.н. А.И.Орлов, академик Российской академии статистических методов

 

* * *

Грядущая революция

 

О тяжелом положении России сказано достаточно. О виновниках - тоже. Основной вопрос, который надо обсуждать, ясен: "Что надо сделать для вывода России из кризиса?"

 

Как во время войны, государство должно взять под контроль основные отрасли народного хозяйства. Такая система известна как "мобилизационная экономика", и она должна сохраняться по крайней мере до восстановления прежнего положения России в мировой экономике. Т.е. до достижения той же доли в мировом хозяйстве, что была в 1985 г. Продолжительность восстановительного периода - несколько десятков лет (в оптимальном случае - 20 лет).

 

Иначе - продолжение курса 1990-х годов, ведущее к гибели России.

 

Государство должно установить монополию внешней торговли, продажи алкоголя, табака, драгоценных металлов, бензина, взять под контроль все крупные предприятия, оптовую торговлю, банки, средства воздушного и железнодорожного сообщения, связь, средства массовой информации (особенно электронные). Одновременно государство должно поддерживать малый бизнес, основанный на личном труде предпринимателей.

 

Взятые под контроль государства предприятия и организации остаются в собственности нынешних владельцев. Законность приобретения этой собственности проверяется правоохранительными органами. Если законность приобретения подтвержена, то после окончания восстановительного периода государство выкупает предприятие или возвращает его прежнему владельцу.

 

В международный суд в Гааге выставляется иск к Международному валютному фонду, Мировому банку и аналогичным организациям о возмещении вреда, нанесенного России. До решения суда платежи прекращаются.

 

Откуда взять кадры для осуществления перечисленных мер, учитывая известную всем коррумпированность госаппарата и правоохранительных органов? Очевидно, необходимо создать чрезвычайные комиссии (ЧК) из лиц, не затронутых коррупцией, например, военнослужащих отдаленных гарнизонов, активистов "Трудовой России" и аналогичных организаций. ЧК должны действовать быстро и энергично, исходя из интересов России. Следовательно, нынешнее законодательство и подзаконные акты должны уйти в историю.

 

Очевидно, необходима очистка Москвы, Ленинграда и других центров как от криминального элемента,так и от тех "демократов" и "реформаторов", которые виновны в разрушении России или оказывают сопротивление переходу к мобилизационной экономике.

 

Что впереди - эволюция или революция? Могут ли описанные выше преобразования быть осуществлены эволюционным путем? Ясно, что это маловероятно. Значит, вперели - либо гибель страны, либо революция.

 

Как делать революцию - особая тема. Есть и теория, и практический опыт. Тот, кто сказал: "Россия исчерпала лимит на революции" - ошибся. Будем готовиться к революции.

 

 

Сайт создан в системе uCoz