Тупики патриотизма. Сергей Черняховский.
Любая политическая сила, принявшая патриотизм в качестве
единственной идеологии, обречена на неудачу.
Все 90-е годы оппозиция существовавшим порядкам, принявшая
на себя обязанность предложить альтернативу ельцинской политике, билась над
тем, чтобы в национальную повестку дня поставить вопрос о патриотизме. Ее
главным обвинением власти была непатриотичность последней, ее главным
требованием было требование «патриотической политики». Тогда, пятнадцать лет
назад, сама обстановка государственной катастрофы, разрушения государственных
структур и раздела СССР формировала на эмоциональном уровне определенный общественный
запрос на реабилитацию патриотизма.
Заставив власть говорить на патриотическом языке, оппозиция
победила. Но оказалось, что проводить родственный политический курс можно и с
рыночной, и с патриотической риторикой. Только во втором случае политический
дизайн и нормы правления становятся примитивнее, отношение к той же оппозиции
жестче, а используемые приемы авторитарнее.
Выдвинув доктрину патриотизма, не наполненного проектным
содержанием, коммунисты в 90-е годы защитили и реабилитировали это чувство. Но
чувство слепо по определению, и они замостили почву для того, что можно
определить как «буржуазный патриотизм» Владимира Путина.
Оппозиция подготовила общество к принятию идеи укрепления
государства, но забыла объяснить, чье это должно быть государство, и сама
направили избирателей под знамена «Единой России».
Проблема в том, что патриотизм, по сути, не является
идеологией. Последняя по определению должна выполнять функции познания,
ориентации и оправдания действия, признавая мир несовершенным и принимая вызов,
согласившись на построение нового, лучшего мира. Единственная идеология,
минимально ориентированная на социальное преобразование, – консерватизм. Однако
и он не отрицает развития, а предлагает его минимизацию. Патриотизм лишен
функций идеологии, поскольку базируется не на рациональном, а на эмоциональном
начале. Он является исторически обоснованным и устоявшимся чувством любви к
своей стране. Однако, как чувство, он не дает ответа на вопрос, что именно
подлежит любви и защите. Любовь к стране, понятная как чувство, сама по себе не
выполняет познавательную функцию, она может ее лишь стимулировать.
Страна, ее культура, традиции и обычаи, в этом чувстве
предстает как единое и самодостаточное начало. В этом смысле патриотизм
предполагает защиту того, что есть, и оказывается отчасти
родствен консерватизму. Однако консерватизм все же предлагает ответ на
вопрос, что именно надо улучшить, пусть и проявляя в этом осторожность, защищая
в основных чертах статус-кво.
Патриотизм предполагает, что любят не за что-то, а по факту
существования, что страну надо любить по факту того, что это твоя страна,
государство – потому что это твое государство. Однако образы страны разных эпох
– это разные образы. Патриотизм встает перед выбором: либо любить все, что объединяет
эти образы, либо выбрать, какой образ признается достойным любви, а какой нет.
В первом случае патриотизм утрачивает целеполагающее начало.
Если в стране борются разные силы, воодушевляющие себя разными идеологическими
образами, патриотизм оказывается вне этой борьбы. Если политический субъект
признает, что ему все равно, идет речь о России Самодержавной или России
Советской, он не может участвовать в борьбе их сторонников. В этом случае
любовь к стране оборачивается безразличием к ее конкретной судьбе, лишь
осложняя выбор людей, которые, в конечном счете, ведут борьбу именно за свою
страну и ее будущее. Если патриотизм защищает такую ценность, как Сильная
Страна, он либо не может сказать, в чем видит ее силу, либо должен уйти от
ответа на вопрос, кто будет хозяином в этой сильной стране.
Также и принятие такой ценности, как Сильное Государство, не
отвечает на вопрос, каким оно будет, инструментом в
чьих руках станет.
Что делать патриоту, наблюдая схватку противоборствующих
сторон в своей стране?
Во втором случае, патриотизм должен принять идеологические
установки одной из сторон, признать один из идеологических образов благом, а
другой – злом. В этом случае он должен признать верховенство
одной из идеологий не только над противостоящей ей, но и над собой.
В той же степени, в какой патриотизм становится идеологией
той или иной силы, он обрекает ее на интеллектуальное бессилие, поскольку она
может предложить обществу лишь самые общие, не подвергаемые сомнению образы, с
которыми окажутся согласны все. Когда этой
политической силе удается увлечь за собой общество самим эмоциональным пафосом
абстрактного патриотизма, она обрекает себя на то, что любой конкурент, объявив
себя носителем патриотизма и представив его более выпукло, без труда заберет
тех, кого оппозиция считала своей опорой. Так поступил в 1996 г. Александр
Лебедь, то же произошло в 1999 г. с «Единством».
В случае помещения своего идеала в прошлое патриотизм
становится противником исторического прогресса.
Такую тенденцию обозначают переориентация на защиту
традиции, сильного государства, нерасчлененного общества, союз с Церковью,
национализм и антисемитизм.
Патриотизм как чувство любви к своей Родине – замечательная
вещь. Более того – это нормально и естественно. Но там, где он претендует на
роль целеполагания, он становится непроходимой ловушкой, капканом политики. Он
ведет в тупики действия, лишая его реального осмысленного содержания, как любое
чувство, пытающееся подменить собой разум.
Патриотизм не умеет определять, в чем реальное благо того,
кого решили облагодетельствовать своей любовью.
Патриотизм не видит реальной борьбы противоборствующих сил.
Он абсолютизирует объект своей любви, не понимая, где его прошлое, а где
будущее. В результате, купаясь в себе, в своих образах, которые, в первую
очередь, всегда есть образы прошлого, просто потому, что оно уже успело их
сформировать, он оказывается противником любого будущего. И в результате сам по
себе патриотизм не способен ни познавать реальность, ни предлагать цели
реального действия. Сталкиваясь с не устраивающими его вариантами прогресса,
он, вместо того чтобы предложить альтернативные им дороги, отказывается от
прогресса как такового, выступая на стороне всего отжившего и заскорузлого в
собственной истории, и перечеркивает, отрицает ее действительные достижения.
Автор – профессор Международного независимого
эколого-политологического университета
26 МАЯ 2006 13:02